Фото: Эраджа Асадуллаева (Simonte)
VIPzone, август-сентябрь/2011
Он показал свою неординарность. Наша встреча состоялась не в какой-нибудь кафешке или дома, как обычно принято, а в …садике, на скамейке. По-хулигански. Под гитару. Причем, к концу интервью садик закрыли, и мне, 40-летней тетке, пришлось вспоминать детство и перелазить через забор. Я тоже поступила неординарно: взяла с собой на интервью помощницу, девушку, которая ни разу не слышала его хитов и совсем равнодушна к рэпу. «Бомбардировка» началась.
— Баха, откуда ты появился?
— Это маму надо спросить (смех). Вообще-то меня зовут Бахтиёр Касымов. Живу в 84 микрорайоне, оттуда и пошел мой сценическо-рэперский псевдоним «Bakha-84» (* Баха-84 ). Родился в Курган-Тюбе, учился там до 5-го класса, потом мы переехали в Душанбе, где окончил 54-ю школу. Год назад окончил Технологический университет. Сейчас работаю исполнительным директором в праздничном агентстве «Тоjikon Holiday». Это фирма моего лучшего друга.
— Рэп. Откуда все это?
— Невероятно, но меня рэпом «заразила» мама. Она работала в международной организации, ездила в командировки, иногда забирала меня с собой. А водитель увлекался рэпом. Я учился тогда в 3-м классе. Слушал в машине рэпы Тупака Шакура, групп «Onyx», «Down Lau», «Nana» и восхищался, как круто пританцовывает водитель, виртуозно крутя баранку автомобиля…В 7-м классе решил попробовать себя. Это был школьный КВН, и когда спел свой первый рэп, написанный под скорую руку, все так громко захлопали! Меня это впечатлило. Хотя было ужасное волнение.
Наша семья – семья потомственных боксеров, отец — чемпион по боксу, и мы с братом тоже занимались боксом. На соревнованиях я так не волновался, как на сцене. Там тяжелей. Все смотрят на тебя, и у каждого свое мнение.
— Говорят, в школе ты был хулиганом, сорванцом… Это правда?
— Скажу по секрету – меня несколько раз исключали из школы. Бедный директор, бедные учителя…
— Интересно…
— Это вам интересно, а мама говорит, что это – позор…
— У тебя свободный стиль исполнения, типа «что взбрело в голову, то и пою». Так нельзя. Я вот слушаю исключительно классику, потому что в нынешней музыке — сплошная безвкусица…
— Текст рэпер пишет обычно сам. Так как я два года работал звукорежиссером на радио «Ватан», то и музыкальное наложение тоже подбираю сам. Темы для песен у меня появляются, когда вижу проблемы вокруг. Прихожу вечером домой, разные мысли приходят. Не усну, пока не напишу что-то.
— Но это так примитивно – петь песни о любви к девушке. Причем расписывать историю до мельчайших деталей – она не так посмотрела, не вышла гулять во двор, разговаривала с другим…
— Серия моих первых песен была посвящена одной конкретной девушке. Я ее сильно любил, наверное, поэтому в песнях – все в деталях. Но она посчитала, что я несерьезен, и вышла замуж за другого. Любовь прошла. Теперь я, как влюбчивая ворона – во всех влюбляюсь…
Пытался смешать классику с рэпом. У меня есть треки с известным телережиссером Халимом Сангиновым и не менее известным радиоведущим Субхоном Джалиловым. Например, после выхода «Ман язнаи домтонум» («Я зять вашего двора») пришли дети Халима Сангиновича и спрашивают: «Что ты с нашим отцом сделал? Он ведь запел». Он действительно там пел от души.
— Как можно петь «Эй, девушка, чье второе имя сумасшедшая…»? Причем там расписывается история какого-то таксиста, который ищет повод для знакомства.
— Это мои собственные наблюдения, через что на самом деле прошел. Я иногда подрабатывал таксистом по маршруту № 8. У Киноконцертного зала клал тротуарную плитку, за эту работу платили 20 сомони за квадратный метр. Я укладывал по 7 метров за день. Клеил обои. Для меня работа – не западло. Я не хотел обременять семью и просить деньги у родителей на учебу. Хотя у меня к тому времени уже был свой фан-клуб – мой микрорайончик слушал мои песни. Не понимаю людей, которые стыдятся, считают такую работу позорной.
— Прошедший концерт в Амфитеатре, огромные баннеры в разных концах города…
— Это было делом принципа, хотя и не принесло материального благополучия. Главное – моральное удовлетворение. Когда учился в вузе, никто из однокурсников не подозревал, что я занимаюсь рэпом. Хотя это увлечение со школы – пел для своих ушей в домашней студии. И вот, на последнем госэкзамене в универе, а это было 11 июня прошлого года (* 2010г.), я объявил, что ровно через год вы еще услышите про меня. В этом году (* 2011г.) , 11 июня в Амфитетаре прошел мой концерт. В зале присутствовало более 2 тысяч человек. Были у меня и гастроли по городам и районам республики.
— Почему поешь на уличном жаргоне, а не на литературном языке? Разве так воспитывают массы, ты их только портишь…
— Это просто наш молодежный сленг. Представьте, если буду исполнять рэп нашим литературным – никто его не поймет. Это проблема не нынешней молодежи, что наш литературный никто не понимает. Даже в газетах. Ученые-филологи должны думать о том, как сделать наш язык более понятным. Молодежь сегодня не находит ту площадку, которую хотела бы иметь, чтобы высказаться. Остается рэп. Это вызов обществу, чтобы обратить внимание на социальные проблемы. Через песни я прошу таджиков объединиться, поддерживать друг друга. Разве это плохо? Я ведь таджик до костей, и горжусь этим. Не уважаю тех, кто отказывается от своей идентичности. Как-то ездил по делам в Узбекистан. Тамошний таксист, по национальности таджик, увидев милицейский пост, попросил меня при них не разговаривать на родном и общаться исключительно на русском. Когда нас остановили, я специально стал громко разговаривать по-таджикски. Водитель побледнел, а нам ничего за это не было. Просто хочу сказать, что мне было стыдно за человека, который во избежание неприятностей отказался от своей национальности. Думаю, где человек родился, там и его родина. Независимо от национальности.
— Это нормально, когда диск только записан в студии, а через час его можно купить в любом уличном киоске?
— Мне без разницы – кто хочет, пусть копирует и слушает. Я же не буду всю жизнь рэпером.
— Так ты разочаруешь своих фанов…
— Это все стопудово, пройдет. Когда женюсь, наверное, уже не смогу петь. Не хотел говорить, но вам скажу. В следующем году (* интервью проводилось в 2011г.) планирую уехать в Россию, там заняться рэпом на русском языке. Сейчас хожу на курсы английского языка, чтобы без акцента спеть рэп на английском. То есть хочу сделать чисто «черный» трек. Ведь рэп появился среди африканцев, так они выражали свое недовольство жизнью. Нужно отдать дань его корням. И вообще, жизнь нелегкая штука – выигрывает тот, кто уверенно идет к цели.
— А ты к ней идешь?
— Когда закончил универ, хотел уехать на заработки в Америку. Так ведь многие делают. Старший брат сказал, что, прежде чем кем-то стать за границей, нужно стать им на родине. Я так и поступил.
— Можешь вспомнить книгу, которую читал?
— Почему, вспомнить? Читаю Дейла Карнеги. Любовь к чтению привил брат. Когда учился в школе, он сказал: «Прочитаешь книгу — получишь деньги на новую спортивку». Заинтриговал меня одной книгой, за вторую я уже деньги не спрашивал, а третью сам взял с полки. До сих пор вспоминаю, как двое суток подряд запоем читал роман «Мартин Иден» Джека Лондона. Я уже говорил, что занимался боксом, то есть у нас в семье все строго, по-мужски. А тут брат в комнату заходит, а я заканчиваю роман про Идена, когда он достигает цели, но, не находя удовлетворения, убивает себя. Мне стало горько за моего героя, и я невольно зарыдал. Брат был просто в ударе. До сих пор вспоминаем этот случай с упоением.
— Твоя самая сокровенная мечта?
— Маме сейчас не нравится то, чем я занимаюсь. То есть некогда сторонница рэпа, она сейчас против и считает, что детство прошло – пора заняться серьезным делом. Знаю, что она о моем будущем думает. А я не могу жить без рэпа.