группа Zвуковая Артель

группа Zвуковая АртельКайд — автор песен, исполнитель, начал музыкальную деятельность в составе группы Zвуковая Артель в городе Душанбе, Таджикистан.
Группа собралась в Апреле 1989; уже в мае появились первые магнитофонные синглы. В первый состав Zвуковой Артели вошли Игорь Баронов (Дедушка Джон) — вокал, гитара, бас, флейта, Олег Назаров (О’Назаров) — вокал, гитара, бас, и сам Кайд — вокал, 12-струнная акустическая гитара. Все трое являлись идейными генераторами, то есть авторами текстов, музыки и аранжировщиками. Аранжировки песен того периода были весьма незамысловатыми. Однако авторы очень серьезно относились к своим текстам и к Русской песенной рок поэзии вообще. Первый, квартирный альбом «Оставьте!» вышел летом 89-го.
Первое выступление команды состоялось 17 Мая 1989 года на конкурсе молодых исполнителей «Сигнал», организованном Центром Творческой Молодежи в стольном городе Душанбе. Для хорошего, плотного звучания группе не хватало клавишника и ударной секции. Однако эксцентричность и, в некотором смысле, наглость помогли группе обрести свою публику и снискать успех у слушателей. Вскоре к Артельщикам примкнули другие музыканты, и в конце 89-го команда подала заявку на участие в первой в Таджикистане Рок Панораме, великолепной рок’н’рольной солянке, организованной душанбинским рок клубом. К тому времени Артель заработала в электричестве. Выступление в одной обойме с крутыми профессионалами получилось исключительной удачным. Группа стала полноправным членом рок клуба. Самые известные группы того периода Аура, Скандал, Телесеть, Сталкер, Туран, а также, не входящие в состав клуба, Аргумент Д, Черный Коридор и Ситора.
Дедушка Джон, пожалуй, главный идейный генератор ZА, назвал направление, в котором работал коллектив, панк-романтикой. Хороша была ложка к обеду — эпатажно-скандальные тексты прекрасно сочетались с внешним имиджем и поведением музыкантов на сцене и в жизни. Артель подвергалась критике со стороны консервативных участников рок клуба, и клуба авторской песни, в котором Артельщики иногда тусовались.
группа Zвуковая АртельВ конце того же, 89-го года ZA дала несколько концертов с еще одним супер-популярным Душанбинским коллективом — группой Форпост. Вскоре, Михаил Чертыковцев, президент рок клуба познакомил Артельщиков с Zурабом Кокоевым, бывалым музыкантом и звукооператором. Артель стали приглашать на радио и телевидение. Тот период стал знаменателен еще и тем, что группа начала сотрудничество с театром-студией Полуостров. Главный режиссер театра, Валерий Ахадов заказал музыкантам фонограммы к новогодней сказке. Средств, выделенных театром на запись фонограмм, хватило для того, чтобы записать несколько песен для альбома Спокойной Ночи в Комендантский Час. Концепция этой первой студийной работы ансамбля выстраивалась сама собой по мере записывания материала. Альбом вышел в магнитном формате весной 1990 года, в самый разгар мятежных событий в столице. Название говорит за себя — музыканты приходили на студию до наступления комендантского часа и уходили утром. Самые яркие песни из этого альбома, такие как Комсомольский блюз, Пир во время чумы, Ночь над Туркестаном принадлежат Джону, однако, О’Назаров и Кайд тоже внесли свою лепту.
za93Одним из самых удачных живых выступлений ZA был концерт в Республиканском Театре Кукол в Мае 1990 года. Программа называлась Второй Съезд Союза Девушек, Мечтающих Удачно Выйти Замуж. Придуманное Дедушкой Джоном, название оправдало себя — 80 процентов публики составляли славные представительницы женского пола, в основном, студентки столичных ВУЗов и понимательницы творчества группы. «Музыканты все — бабники, а творчеством движет Либидо» — таков был девиз Артельщиков. Однако на концерте с группой работали две девушки — клавишница Лена Елистратова, в которую в то время был влюблен Деда Джон и скрипачка с консерваторским образованием по имени Инна, ставшая к тому времени женой О’Назарова.
Затем группа вступила в период полураспада. Музыканты собирались на репетиции эпизодически, между ними возникли противоречия и серьезные трения. Причина была в том, что каждый самовыражался, мешая другим. О’Назаров первым покинул группу. Кайд сотрудничал с Дедом Джоном, привлекая к студийным сессиям музыкантов из других команд. В 1991 году вышел полуэлектрический альбом Кто-то. Это был первый опыт сотрудничества с группой Ника, которая позже переименовалась в Солнечный Ветер.
В Артельской тусовке появлялось много людей, по большей части, хороших и талантливых. Одним из таких ребят был некто по имени Тима Азизбаев (Тим О’Боже), поэт и гитарист, примкнувший к Джону с Кайдом. К сожалению, в Артельские альбомы не вошли произведения Тима, но он внес свой достойный вклад в общий имидж команды и неоднократно выступал на квартирных сейшнах и всякого рода рок’н’рольных посиделках.
za94В 1992 году Кайд принялся за сольный проект — альбом Над Всей Испанией Безоблачное Небо. Помогала ему группа Zвуковая Aртель. Теперь в нее входили музыканты из Ники — басист Роман Zотов, клавишник Евгений Шведчиков, соло гитарист Артур Албегов, барабанщик Ника Козаев и сам Дедушка Джон, который в некоторых композициях сыграл на гитаре и спел бэк вокалом. Были и другие ребята, помогавшие записывать альбом. Среди них Марина Кожакина — клавиши, гитарист Виктор Власов, солист группы Парвин Парвиз Назаров, звукорежиссер и барабанщик этого коллектива Алексей Потетнин. Всю операторскую работу выполнял Zураб Кокоев, владелец студии Zураб, которая в то время располагалась под крышей киноконцертного комплекса имени Борбада.
Артель того периода была ведома Джоном и Кайдом. Оба музыканта вдохновлялись красотой и очарованием девушек, вхожих в Артельскую тусовку. Летом 90-го Кайд встретил девушку по имени Сабина, одну из самых красивых и обаятельных созданий, не только в городе Понедельнике, но также, на всем (тогда еще) Советском пространстве. Имя этой девушки упоминается не случайно; Кайд посвятил ей несколько лирических песен. Сабина пела с Кайдом в альбомах Над всей Испанией безоблачное небо, Невеста из Авесты и Рок’н’Ролл в Осажденном Городе. Дедушка Джон тоже писал своим дамам многочисленные вирши-посвящения, которые затем перекладывал на музыку. Баба-киса Ульянова-Леннон (Артельский псевдоним девушки по имени Лада), принцесса Анна — тогда несовершеннолетняя школьница, совратившая музыканта, королева Анна (еще один персонаж женской национальности), клавишница Мэри — вот лишь малая часть списка вдохновительниц Дедушки Джона. Однако не с каждой из них ему довелось переспать. А если точнее, не каждой девушке Деда Джон позволял к себе достаточно приблизиться.
Песни Кайда и Джона были совершенно разные по стилю, несмотря на то, что технически они были выполнены одинаково, на одних и тех же инструментах, теми же музыкантами, в той же студии.
Дедушка Джон, в свою очередь, записал свой первый сольник 37-72. Эти цифры — междугородный телефонный код города Душанбе, из которого уезжало русскоязычное население. В Таджикистане шла гражданская война. Динамичный получился альбом; Джон отошел от своей панк-романтики и под влиянием академичных своих компаньонов-аранжировщиков стал придерживаться традиций Советского (Русского) Рока того периода.
Через некоторое время в команде произошел серьезный раскол. Его инициаторами были Роман Zотов и Деда Джон, которые заявили, что в группе не может быть двух лидеров. Кайд покинул коллектив, однако, очень скоро приступил к записи сразу двух альбомов Рок’н’Ролл в Осажденном Городе и Невеста из Авесты. Это было в 1993 году. Записываться на студии у Zураба было делом дорогостоящим; Кайд нашел выход — заключил сделку с фирмой Интерконцерт при Союзе Театральных Деятелей. Фирма купила у Кайда песню для девочки-школьницы Парвины Шукрулаевой. В последствии, девочка стала первой из Таджикистана участницей российского телевизионного конкурса Утренняя Звезда. Кайд подарил девочке еще несколько своих песен, а сам за несколько месяцев совершил альбомные свои замыслы. Каждый альбом содержал по 12 песен; намеренно автор включил в каждый формат по одной-две песни, принадлежавшей участникам Артели — для разнообразия, а также потому, что ему нравились эти произведения. Речь идет о таких песнях, как Принцесса Анна (Деда Джон) и Она Любила Дельфина (необычайно красивая по тексту и мелодике песня Боба).
Появление в коллективе Бориса Добролеженко (Боба Гарина) сильно и, во всех отношениях, положительно изменило концепцию творчества ZA. Боб, самый младший из всех участников — мультиинструменталист и классный поэт. Он сотрудничал с Артелью еще в 1990, когда исполнил несколько саксофонных партий для первого студийного Артельского альбома. Потом его переманил к себе О’Назаров, создавший группу Клон-д’Айкъ. Нелишним было бы упомянуть участие Боба Гарина в группе Форпост, весьма популярной в конце 80-х в Душанбе. Zвуковая Артель прославилась еще и тем, что переманила от группы Форпост несколько поклонниц. Форпостовцы на Артельщиков не обижались. Время от времени команды объединялись в творческий альянс и отыгрывали совместные программы.
После записи 37-72, Джон принялся за новый формат Только Два Раза — в этом альбоме более половины песен — авторские творения Боба Гарина.
Все вышеупомянутые работы ZA благодаря стараниям Кайда попали на московские радиостанции — первые независимые музыкальные станции — Радио SNC, Радио Maximum, Радио Курс. Кроме того, Кайд забрасывал Артельские пленки в московские студии звукозаписи, такие как Звук, Союз и другие. В дальнейшем некоторые из этих студий стали крупными звукозаписывающими компаниями. Ввиду нестабильности в Таджикистане, развала Советского Союза , невозможности преодоления огромных географических расстояний, а также, виду новых рыночных отношений, Артель не смогла далее устанавливать связи с российским шоу бизнесом.
Последний концерт группы, как таковой, состоялся Весной 1995 года. Программа называлась За полчаса до Весны. Ее режиссировал некто Сергей Хачатуров, актер и режиссер со скандальной репутацией, некогда работавший в русском драмтеатре имени Маяковского в Monday City. Состав участников ZA был таков: Кайд — вокал, 12-стр. гитара, Деда Джон — вокал, гитара, Боб Гарин — вокал, соло и ритм-гитара, скрипка, саксофон, Евгений Шведчиков — клавиши, гитара, Роман Zотов — бас, Марина Кожакина — клавиши, Zураб Кокоев — барабаны. Веселенький был коллективчик!
Деда Джон уехал из столицы Таджикистана в Северную Пальмиру. В Санкт-Петербург его уговорила ехать Анна (королева), на которой он, как честный юноша, вступивший в интимную связь, женился.
Так как название группы принадлежало Дедушке Джону, Кайд счёл нецелесообразным использовать его в дальнейшей своей творческой деятельности. В 96-м Кайд записывает четвертый по счету сольный альбом — на этот раз, привлекая для студийной работы только одного музыканта, бывшего басиста ZA Романа Zотова. В альбоме Bella Donna Рома проявил незаурядные качества аранжировщика. Музыканты применили уникальную технику — использовали всего два инструмента — 12-струнную гитару и чудо-машинку Roland DR-5. При этом удалось добиться настоящего полифонического звучания. Сведение производилось на студии у дядюшки Zураба. Кайд попросил его супругу Венеру исполнить в некоторых песнях партии бэк вокала, с чем девушка удачно справилась, добавив к палитре альбома новые оттенки. В альбоме 12 песен. Свою работу Кайд посвятил Сабине; к тому времени она уехала в Латинскую Америку, а точнее, в Боливию.
Многие из участников Артельского сообщества к тому времени покинули пределы Таджикистана. Кайд и Роман, оставаясь в творческой изоляции, продолжали работать. Кайд инициировал акустические концерты в последней цитадели Таджикистанской рок культуры — в русском драмтеатре имени Маяковского. Его поддержали музыканты групп Навигатор, Парем, Центр. В тот период Кайд делает акустический цикл с американской кантри певицей Yvonne Zinicola, приехавшей в Таджикистан по линии Международной Федерации Красного Креста. Записи (видео и аудио) с выступлений того периода имеются только в личной коллекции Кайда.
В период с 96-го по 99-й Кайд занимается реализацией проекта по созданию первой в Таджикистане частной музыкальной FM станции. Ему удается оборудовать записывающую студию и осенью 98-го приступить к осуществлению замысла — записи альбома Старые Песни о Новой Войне. Над альбомом Кайд снова работает с Романом Zотовым. Они говорят на одном творческом языке и Роман в очередной раз проявляет незаурядные качества аранжировщика. Дуэт замахнулся на создание полновесного 74-минутного CD формата. В альбоме 16 песен и д ве инструментальные композиции. Ко времени окончания записи материала участники дуэта разбегаются. После девяти месяцев студийной работы Роман отказывается участвовать в записи голосов и сведении материала. Еще два или три месяца Кайд работает один. Он пишет голоса — основной вокал и партии бэк вокала. В августе 99-го в городе появляются первые копии альбома на кассетах и CD. В этом же месяце Кайд едет в Америку. Трехмесячное пребывание на Североамериканском континенте не было напрямую связано с творчеством. Музыкант знакомился с работой общественных американских радиостанций, общался с людьми, близкими по взглядам и по духу, флиртовал с американскими девушками и тосковал по Родине.
В январе 2000 года произошло печальное событие — трагически погиб Роман Zотов. Этот парень был не только одаренным аранжировщиком и классным музыкантом. На всем пост-Советском пространстве играют на инструментах, сделанных его руками. Он создавал свои гитары, ремонтировал скрипки, контрабасы; реставрировал даже то, что, казалось бы, не подлежит восстановлению. Дух его творчества навсегда с нами, в этом загадочном местечке под названием The City of Monday. Мелодии придуманных и аранжированных им песен — не только на звуконосителях, но и в наших сердцах.
Кайд собирает новую команду. Он начинает сотрудничать с парнем по имени Гуру Приа, главным Кришнаитом нашей Столицы, а также, с Фирузом Хакимовым, гитаристом и аранжировщиком из группы Западный Квартал.
http://www.parem.net/